Полуприцепы-самосвалы – это спецтехника, которая активно используется для перевозки различных сыпучих грузов, таких как руда, уголь, щебень, земля, гравий, зерно, песок и другие.

Особенности самосвальных полуприцепов

Полуприцепы самосвалы в России очень востребованы в сфере строительства, а также в сельском хозяйстве. Раньше для данных целей использовались в основном автомобили-самосвалы. Со временем многие поняли, что гораздо эффективнее применять полуприцепы. Это связано с тем, что такая техника отличается большей грузоподьемностью по сравнению с грузовиками, и при этом она стоит в 2 раза меньше традиционного грузового автотранспорта. Кроме того, самосвальные автопоезда обладают худшей манёвренностью и проходимостью, что очень важно в условиях сельского хозяйства, а также на различных строительных площадках.

Кузов данной техники изготавливается из прочного цельного металла, что дает возможность ей перевозить большие объемы груза. Кузов самосвального полуприцепа может опрокидываться для выгрузки содержимого как при помощи гидравлического подъемника, так и посредством телескопического цилиндра. Различные модели позволяют управлять процессом разгрузки как непосредственно из кабины тягача, так и снаружи, используя специальные приспособления и манипуляторы.

Виды и технические характеристики самосвальных полуприцепов

Существует несколько основных видов полуприцепов-самосвалов, которые отличаются по таким характеристикам:

  • Способ разгрузки
  • Количество осей и грузоподьемность
  • Форма кузова
  • Объем кузова
  • Материал изготовления.

Способ разгрузки содержимого

Полуприцепы Тонар могут иметь разгрузку с одной стороны (сбоку или сзади), двухстороннюю, когда можно выгружать груз с двух боков, а также универсальную – выгрузка проводится с трех сторон кузова. Наиболее популярным является первый тип (с односторонней разгрузкой). Однако если планируется эксплуатация техники в стесненных помещениях, тогда оптимальным вариантом будет универсальный самосвал.

Также по этому параметру различают полуприцепы наклонной и принудительной выгрузки. В случае наклонной разгрузки используют мощные телескопические подъёмники, в принудительной – винтовой шнек, который, вращаясь, выталкивает груз из кузова. В сельском хозяйстве чаще всего используют модели с боковой выгрузкой, так как грузы выгружаются в специальных ангарах. Техника с задней разгрузкой популярна из-за оптимального сочетания низкого веса кузова и возможности перевозить внушительные объёмы груза. Также она ценится за простоту конструкции таких полуприцепов.

Грузоподьемность и количество осей

Способность полуприцепов перевозить определенное количество груза напрямую связана с количество осей. Самосвалы могут быть двух-, трех и четырехосными. Двухосные модели могут перевозить до 25 т груза, трехосные – до 35 т, четырехосные – около 45 т. Каждая модель таких самосвалов обладает усиленной рамой.

Форма кузова

Полуприцеп-самосвал может быть полукруглым или квадратным.Первый вариант отличается меньшим весом, отсутствием сварных швов на бортах, что ускоряет его выгрузку и гарантирует большую устойчивость грузовика. Однако он используется только для сыпучих грузов. Квадратная форма кузова считается универсальной, так как она позволяет перевозить различные грузы.

Объем кузова

Самосвальный полуприцеп имеет намного больший объем по сравнению с грузовиком самосвалом и варьируется в пределах от 26 до 70 м3. В зависимости от предназначения, выбирают и объем кузова полуприцепа. Так, для сыпучих материалов мелкой фракции обычно используют самосвальные полуприцепы Тонар объемом около 28 м3, для транспортировки каменного угля – 35 м3, а оптимальной вместимостью для перевозки тяжелых пород является 50 м3.

Материал изготовления кузова

Для производства данной техники используется алюминий или сталь. Более легкий алюминиевый кузов имеет толщину стенок 3 мм и подходит для объемных грузов небольшого веса. Для таких вариантов применяют пневматическую подвеску. Стальные модели с толщиной стенок не менее 6 мм используются для транспортировки тяжелых и твердых грузов. Они нуждаются в прочной рессорной подвеске.

Правила эксплуатации самосвальных полуприцепов

Для того, чтобы обеспечить безопасность работы с данной техникой, необходимо придерживаться таких основных принципов:

  • Во время загрузки нужно обеспечить равномерное распределение груза внутри кузова самосвала.
  • Важно работать с центральной балкой, соединяющей борта полуприцепа зерновоза самосвала.
  • Нельзя находиться внутри кузова во время его загрузки.
  • Перед началом загрузки крайне важно разместить седельный тягач строго на одной линии с тракторным самосвальным полуприцепом.

Выбор самосвального полуприцепа

На выбор подходящей модели и ее комплектации влияют такие параметры, как вид перевозимого груза и условия эксплуатации техники. Перед тем как купить тягач с самосвальным полуприцепом, нужно обратить внимание на качество рамы. Она составляет 60% полуприцепа и гарантирует устойчивость техники в пути и в процессе погрузочно-разгрузочных работ. Также рама удерживает равновесие между опорными точками, седельно-сцепным механизмом и тележкой полуприцепа. Очень важно, чтобы рама была одновременно прочной и гибкой, так как излишне жесткая конструкция в процессе эксплуатации может деформироваться и трескаться.

Для того, чтобы избежать правовых трудностей в связи с использованием самосвальных полуприцепов, необходимо учитывать вес техники и перевозимого груза, чтобы не превышать максимально допустимую массу.

Информированный и грамотный выбор спецтехники способен повысить качество и скорость транспортировки груза, а также поможет экономить средства на обслуживании и ремонте полуприцепов.